Искусство, окрыляющее сердца


Ансамбль им. А.В.Александрова
Ансамбль Красной Армии

Дважды Краснознаменный академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова отмечает свое 75-летие.

Об этом всемирно известном коллективе, соединившем военное и художественное начала и людях, причастных к его созданию и деятельности сложились свои легенды. Одна из них гласит о том, как однажды некий представитель высшего эшелона власти приехал лично ознакомиться с боеспособностью и состоянием дел в Первой Конной армии Буденого. Глядя на действо, которое развернули его лихие конники, демонстрируя свое мастерство, воскликнул: ''Да это же не армия, а настоящий ансамбль!'' Семен Михайлович Буденый якобы смутился, ожидая последующей реакции инспектирующего, ибо не обладая интеллигентской ученостью не мог определить, что означает выражение ''ансамбль'' — хорошо это или плохо?..

Известный певец Леонид Михайлович Харитонов, проработавший двадцать лет в александровском ансамбле и немало сделавший для роста его популярности в мире, услышав этот сюжет, был тоже смущен и даже несколько возмущен. ''Ну зачем же так примитизировать Буденного? Насколько я знаю, идея создания армейского ансамбля, из которого потом вырос александровский, родилась именно в штабном вагоне Первой Конной...'' И рассказал, что ему известно по этому поводу.

Как-то Буденный и Ворошилов пригласили в гости Шаляпина и принимали его в штабном вагоне. Встреча была очень дружеской. И когда Шаляпин запел, собравшиеся у вагона конармейцы стали подпевать ему. Он был поражен: ''Как здорово поют! А почему бы вам не создать красноармейский ансамбль?''

А.В. Александров.
А.В. Александров.

Эту идею взял на вооружение Ворошилов и в какое-то время обратился с ней в Дом Красной Армии. А там тогда выступал приглашенный небольшой самостоятельный красноармейский коллектив. Ворошилов предложил оставить его в Москве и на его базе создать постоянно действующий военный ансамбль. И в 1928 году руководителем созданного ансамбля красноармейской песни ЦДКА стал профессор Московской консерватории, композитор, впоследствии народный артист СССР, генерал-майор, Александр Васильевич Александров, возглавлявший его на протяжении 18 лет, и оставшийся в памяти поколений как творец Гимна Советского Союза и эпохального шедевра ''Священная война''.

...В то время состав ансамбля был весьма скромным — всего 12 человек — 8 певцов, 2 танцора, баянист и чтец. Но, благодаря неусыпной заботе Ворошилова (кстати, обладавшего хорошим тенором и бравшего уроки у Неждановой), а так же Буденного, коллектив быстро рос, набирал творческие силы. И сам Сталин был весьма неравнодушен к ансамблю, солистов которого он знал поименно. Они постоянно приглашались на правительственные приемы, отмечались другими знаками государственного внимания. И в 1946 году, когда руководство ансамблем перешло к сыну его основателя — Борису Александровичу Александрову, в нем уже стояло 313 человек.

Б.А. Александров
Б.А. Александров

С именем генерал-майора Александрова, Героя Социалистического Труда, народного артиста СССР, лауреата Ленинской и Государственных премий СССР, руководившего ансамблем 41 год, связан второй плодотворнейший период деятельности крупнейшего военного художественного коллектива, отразившего в своем творчестве историю страны. По его образу создавались другие ансамбли в военных округах, родах войск _ причем не только в нашей стране, но и за рубежом, для которых он был примером служения военному долгу и искусству. Но начавшийся развальный процесс больно отозвался на жизни всех творческих организаций, в том числе и ансамбля. Достаточно сказать, что численность его работников сократилась почти наполовину. Хотя по мнению того же Л. Харитонова урезать структуру сложившегося художественного организма — это все равно что обрезать фалды и рукава у фрака. Но такова объективная реальность. И к чести Краснознаменного ансамбля, он и в нынешних условиях остается тем ведущим коллективом, которым может гордиться Россия, по творчеству которого познают величие ее воинского и творческого духа не только в собственных пределах, но и в десятках стран мира, в его ''горячих точках''.

Октябрь нынешнего года — юбилейный для Краснознаменного ансамбля, отмечающего 75-летний юбилей. Одним из главных юбилейных мероприятий стал праздничный вечер в столичном концертном зале имени П. И. Чайковского. Публика, заполнившая зал, необычайно эмоционально отзывалась на зачитываемые приветствия, поступавшие в адрес юбиляра от Президента России В. Путина, Святейшего Патриарха Алексия 2, мэра Москвы Ю. Лужкова, известных государственных, общественных, творческих деятелей и организаций. Признание исторических заслуг и значения деятельности ансамбля в современной жизни нашло подтверждение и в присвоении его руководителям и артистам почетных званий, которые вручались на сцене. И конечно же, всех участников вечера волновало ожидание встречи с искусством самого ансамбля — как он в этот раз проявит себя в новом качестве, тем более, что совсем недавно у него появился новый художественный руководитель и главный дирижер, ныне уже народный артист России Вячеслав Алексеевич Коробко.

Впечатления от выступления коллектива относятся к разряду незабываемых — как по составу концертной программы, так и по уровню исполнения. С каким наслаждением воспринимались произведения из ''золотого фонда'' ансамбля, представленные в первом отделении — ''Песня о России'' Б. Александрова, ''Священная война'' А. Александрова, ''Соловьи'' В. Соловьева-Седого, ''Смуглянка'' А. Новикова, ''День Победы'' Д. Тухманова, а так же русские народные песни! Наверное для многих стало открытием потрясающее звучание произведений Верди, Пуччини, других произведений зарубежных композиторов, тексты которых исполнялись на языке оригинала. Хоровые и сольные номера перемежались яркими хореографическими композициями.

Теперь несколько слов об исполнительском мастерстве. Что касается оркестра — то, несмотря на его усеченный при нынешних возможностях состав, он звучал чисто, насышенно и стройно.

Самые высокие эпитеты можно адресовать и хору, который признан одним из лучших мужских хоров мира. И в этом сохранении его высшего творческого потенциала — несомненная заслуга профессора Ю. Ухова, сберегшего в хоре академическое интонационное звучание, великолепную дикцию, связанность с традициями ''александровцев'' и с нынешними музыкальными интонациями.

Нельзя не проникнуться и заразительной стихией, создаваемой танцевальной группой ансамбля под руководством тоже ныне народного артиста России Льва Куликова. Сценические композиции ''Палехская шкатулка'', ''Запорожцы'' и другие хореографические номера покоряют выстроенностью линий, чистотой ритма, красотой костюмов и темпераментом танцоров, связующих их с творчеством одного из основателей хореографической группы ансамбля народного артиста СССР П. Вирского.

Краснознаменный ансамбль им. А.В. Александрова
Дважды Краснознаменный академический ансамбль песни и пляски им. А.В.Александрова

И конечно же, гордостью Краснознаменного ансамбля всегда были солисты. Многим памятны имена народных артистов Е. Беляева, А. Сергеева, А. Эйзена, В. Букреева, Г. Виноградова, О. Разумовского... Я с огромным удовольствием показываю своим гостям и друзьям кассеты с записями концертов уже упоминавшегося Леонида Михайловича Харитонова, общепризнанного продолжателя традиций великого Шаляпина, который первый ''озвучил'' идею создания военного ансамбля. Теперь высший уровень русской певческой школы держат его нынешние солисты. Без всякого преувеличения могу свидетельствовать, что истинным откровением для слушателей прозвучало исполнение ''Вдоль по Питерской'' Валерием Гаввой, нашедшим свою трактовку этого произведения, которую следует отнести к ряду мировых созданий вокального и сценического искусства. И это было не подражание Шаляпину или Харитонову, а именно выражение собственного лица, решительно отличающегося от наглого, пустого ''самовыражения'', чем ныне заполняется сфера культуры.

Знатоки вокального искусства относят Василия Штефуцу к категории лучших теноров мира. И он блистательным исполнением арии Калафа подтвердил, что Россия, давшая столько прекрасных певцов, остается кладезем талантов.

А как проникновенно звучали ''Соловьи'' в исполнении Вадима Ананьева! И зал буквально обмер, когда три богатыря _ В. Ананьев, Б. Мизюк и А. Гвоздецкий представили парафраз на популярные испанские песни.

''Чем же они хуже Паваротти, Доминго, Карероса?'' — воскликнул мой сосед по креслу. Да тем, что те, как говорят ныне, ''раскручены''. А когда мы видели на телевидении русских певцов, тех же Гавву, Штефуцу, равно как и писателей и художников?

Закономерно, что апофеозом вечера стало соборное исполнение ''Славься'' Глинки.

После столь знаменательного события я обратился с некоторыми вопросами к художественному руководителю и главному директору ансамбля Вячеславу Коробко.

— В каком состоянии Вы приняли ансамбль? Какие проблемы для Вас наиглавнейшие?

— Прежде всего стараемся решить кадровую проблему, укомплектовать состав ансамбля. Хорошо, что военное руководство повернулось к нам лицом и с его помощью мы постараемся обрести то стабильное качество, которое было при Борисе Александровиче Александрове. Конечно, мы и без того стремились сохранять достойный творческий уровень, хотя это давалось нелегко в условиях ограниченности финансовых возможностей.

Краснознаменный ансамбль им. А.В. Александрова
Дважды Краснознаменный академический ансамбль песни и пляски им. А.В.Александрова

— Как на нынешнем этапе будет формироваться репертуарная политика ансамбля?

— Сохраняем те произведения, которые вошли в наш ''золотой фонд''. И осваиваем новые музыкальные пласты — это духовная, советская, русская и западная классическая музыка. Уже записали два диска рождественских песен и двойной диск с финской рок-группой, которая называет себя ''Ленинградские ковбои''.

— Насколько рок-музыка сочетается с традициями и направленностью деятельности ансамбля?

— Мы не должны отрываться от современного музыкального процесса и хотим показать, что творческие возможности ансамбля настолько широки, что ему под силу любые музыкальные свершения. Хотя мы не идем на ''тяжелый рок'' и на ''попсу''. И при отборе произведений современной музыки отталкиваемся от ее качества и достоинства текста.

— Как Вы представляете себе процесс развития отечественной и мировой музыки? Не заглушит ли поток нынешней ''попсы'' классические традиции?

— Классикой поверяется творческий уровень, профессиональная состоятельность любого серьезного коллектива. И она присутствует в программе каждого нашего концерта. А по поводу наводнения телеэфира и концертных залов разными музыкальными поделками приведу мнение Оскара Фельцмана, высказанное в одном из выступлений: ''Давайте немного подождем и мы вернемся к настоящей музыке, которая была в довоенное, военное и послевоенное время''. Я полностью солидарен с ним и верю, что классические традиции не умрут ни в отечественной, ни в мировой музыке.

— Среди многочисленных юбилейных поздравлений в адрес ансамбля особым теплом выделялось поздравление президента Белоруссии А. Лукашенко, отметившего, в частности, что исполняемые вашим коллективом песни стали школой патриотизма для многих поколений и на белорусской земле он воспринимается как символ единения Белоруссии и России. Какие связи существуют у вас с Белоруссией?

— В прежние годы ансамбль неоднократно выступал там на гастролях. Были в курсе творческой деятельности Белорусского военного ансамбля песни и пляски. И сейчас тесно сотрудничаем с замечательным белорусским композитором Игорем Лученком. В нашем репертуаре есть несколько его песен — ''Ридный край'', ''Письмо из 45-го'', ''Память сердца'', ''Майский вальс''. Недавно он побывал в ансамбле и наиграл новую песню, которую мы с нетерпением ждем. Кроме того, в программе мероприятий, посвященных празднованию 60-летия Победы над фашистской Германией, предусмотрены гастроли в городах Белоруссии, которые пройдут так же в странах СНГ и в ряде европейских стран...

...Итак, дважды Краснознаменный ансамбль не просто отстаивает право на существование, но и ведет своим искусством активную борьбу за души людей, которых одурманивают ''наркотой'', ''попсой'' и другими средствами, ведущими к вырождению. И остается пожелать, чтобы те инстанции и лица, от которых зависит его полноценная деятельность, не только на словах, а на деле повернулись к нему лицом. И не только в юбилейную пору.

Валентин НОВИКОВ.

«Русский Вестник»
25.12.2003


Оцените эту статью:

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (3 голос(ов), средняя: 5,00 из 5)

 

Александров, ансамбль, биография, война, интервью, история музыки, композиторы, концерты, патриотические песни, портреты

  1. #1 by Денис Модзелевский on 29.07.2009 - 12:33

    Считаю, что все серьёзные статьи о Краснознамённом ансамбле должны сопровождаться портретами создателя коллектива, — а то даже на многих уважаемых сайтах вместо его фото размещено изображение Б.А.Александрова. И вообще об Александре Васильевиче надо писать и говорить больше — великий русский музыкант с уникальной биографией того достоин. Это вдвойне актуально и потому, что те же противники возвращения мелодии А.В. в ранг гимна продолжают лить бездоказательную грязь и на Маэстро, и на его творения, и на ансамбль.

    • #2 by admin on 29.07.2009 - 12:37

      Денис, совершенно с Вами согласен. Справедливое замечание. Мы исправим эту ошибку.

(никто не узнает)

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.


%d такие блоггеры, как: