Сибирский Шаляпин


Тайны Кремлевских концертов

Леонид Михайлович Харитонов родился в старой голуметской больнице 18 сентября 1933 г. Достался ему редкий Божий дар— красивый голос, бас. И судьба не обидела — давно живёт в Москве, известность имеет мировую, звание «Народный артист России», объездивший весь мир с концертами (много раз пел во Франции, в Польше, Чехословакии, Англии, Канаде, во всех странах Европы, Латинской Америки, Азии, во всех республиках бывшего Советского Союза) — Леонид Харитонов свято чтит малую свою родину, село Голуметь.

Он переписывается со школьниками, отвечает на письма односельчан, посылает звуковые и видеописьма, всегда заезжает в село, возвращаясь из гастролей в Китай, Корею или другие восточные страны. «Шаляпиным» его называют за схожесть тембра голоса и репертуар, народные песни и оперные арии. И ещё за общность судьбы, начинавшейся с сиротства и бродяжничества. То есть был такой эпизод в самом начале творческой карьеры, до Москвы добрался, а ночевать негде. Его в «кутузку» как бродягу и определили.

Впрочем, он с детства был артистически одарённым человеком, по мужской линии унаследовал безупречный вкус и просветительскую культуру отца и деда. В письме голуметским пионерам Леонид Михайлович рассказал о своих корнях:

«Дед, Харитонов Иван Иванович, был командиром партизанского отряда, боролся с белыми бандитами в районе Забайкалья. Затем был директором в Голуметской школе крестьянской молодёжи (ШКМ). После смерти сына, моего отца, переехал в Игарку в 1935 г. Имел ранения в шею, спину, ноги.

Мой отец, Михаил Иванович Харитонов, родился в 1914 г., был учителем в Голуметской школе, секретарём комсомольской ячейки.

Моя мать Ольга Павловна Харитонова родилась в 1910 г., образование имела четыре класса и работала уборщицей, потом — в конторе Заготсырье. Когда мне дали в Москве квартиру, поселилась со мной, с 1957 г. жили вместе».

Учителя, теперь уже пенсионеры, вспоминают Лёню Харитонова, его необычный голос, его выступления в школьных концертах. А учился он в школе всего четыре года. Надо было помогать матери, он физически был сильным подростком. В 1947 г. Леонид уехал в школу ФЗО и получил там две специальности, формовщика и электросварщика. В родное село вернулся специалистом и стал работать в МТС (машинно-тракторная станция). Заведующая клубом Надежда Иннокентьевна Шерстнёва пригласила Харитонова в самодеятельность, и он играл в спектаклях, пел, плясал — был любимцем девушек и вообще «первым парнем на деревне». Но в селе уже было ему тесно, хотелось большего. Звали огни больших городов, звала большая сцена. Что-то в глубине души подсказывало, подталкивало дерзать. Лёня отправился в Иркутск.

Где-то в клубе, а может быть, и в ресторане пел он сибирские народные песни во всю мощь молодого густого баса. Судьба привела в тот же зал директора областной филармонии. Тот был поражён почти профессиональным исполнением, понял, что встретил настоящий талант-самородок, и пригласил на прослушивание. В филармонии состоялась встреча с московским дирижёром, пригласившим Харитонова в создаваемый им ансамбль. В иркутские годы Леонид зарабатывал на жизнь монтировщиком сцены. Это был 1951 г. Но вскоре Харитонова приняли солистом в иркутскую филармонию. Все музыканты, горячо сочувствующие молодому певцу, настойчиво советовали ему учиться у консерваторских педагогов, в Москве. И вот в 1952 г. одарённого юношу театральная общественность и обком профсоюза работников культуры отправили с рекомендациями в столицу. На дорогу собрали 9 тыс. руб. (в те годы это равнялось примерно нынешним девяти сотням рублей).

На прослушивании и прозвучали ставшие крылатыми слова народной артистки Катульской: «Судьба твоя— как у Фёдора Ивановича Шаляпина, начинаешь с бродяжничества...»

Леонида приняли в училище при консерватории, несмотря на четырёхклассное образование. Он старался наверстать в учёбе упущенное, проливал сто потов над учебниками. Но по возрасту и по закону пришло время службы в армии. Для музыкантов армейская служба обычно неразрывна с профессией. Парень из нашей Голумети в 1953 г. был зачислен в Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии им. Александрова артистом хора. Служба затянулась, и через 12 лет Леонид Харитонов произведён в солисты хора, а в 1967 г. удостоен звания «Заслуженный артист России».

О судьбе Леонида Харитонова, о разных ситуациях, случавшихся в его гастрольных поездках, писали журналисты и в иркутских газетах, и в московских. За рубежом певца очень любили и знали даже больше, чем на родине. Однажды в Австралии его пригласил в гости человек, оказавшийся потомком голуметского полковника царской армии. Случалось нашему земляку петь с французской знаменитостью Мирей Матье. Самый высокий почёт, считает Харитонов, петь в Доме-музее Шаляпина. Замечательный телефильм был снят, «Звезда Леонида Харитонова». Певец не отрицает, что «делал жизнь с Шаляпина»: «Ещё в юности, когда впервые услышал записи Шаляпина, почувствовал, что он перевернул мне душу. Пробовал подражать ему, но понял, неприлично это. А вот умению работать, анализировать музыкальные образы учусь у певца всю жизнь».

Уже похоронена на Ваганьковском кладбище мать Леонида Михайловича. Уже перенёс он тяжёлый инфаркт, остерегается ездить в далёкие гастроли. Жизнь подводит итоги. Жена и дети всегда рядом, всегда с заботой, поддержкой. Но как и многие русские люди, Харитонов после затяжной болезни потянулся к Божьим заповедям, к православной церкви. И стал хлопотать на уровне владыки Иркутского и Ангарского, о. Вадима, о восстановлении храма в его родном селе Голуметь. Когда, не без влияния знаменитого певца, в селе открыли приход, в приспособленном домике рядом с бездействующим и полуразрушенным храмом, Леонид Харитонов сделал благотворительный вклад, приобрёл в подмосковном монастырском подворье церковную позолоченную утварь и выслал в адрес молодого священника. Теперь служба проходит при сверкающем семисвечни-ке, на алтаре большая в золочёном переплёте Библия и прочие предметы, дар православной сельской общине от певца, ставшего «голосом черемховской земли, тайги и сибирского народа».

Из книги «Очерки истории Черемховского района»
автор: Николай Зубарев

Издательский центр журнала «Сибирь»
Иркутск, 2004 г.


Оцените эту статью:

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 голос(ов), средняя: 5,00 из 5)

ансамбль, биография, Голуметь, Иркутск, религия, Сибирь, церковь, Шаляпин

  1. Пока нет комментариев.
(никто не узнает)

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.