Дни русской духовности и культуры «Сияние России»


Фестиваль «Сияние России»

В Иркутске с 7 по 14 октября в восьмой раз проходили Дни русской духовности и культуры «Сияние России», инициатором которых является Валентин Григорьевич Распутин.

В этом творческом празднике приняли участие писатели Владимир Крупин, Николай Бурляев, Николай Дорошенко (главный редактор газеты «Российский писатель»), поэты Анатолий Гребнев и Василий Забелло, кинооператор Анатолий Заболоцкий, актер Александр Михайлов, певцы Евгения Смольянинова и Леонид Харитонов.

Журнал «Москва» представлял его постоянный автор, известный ученый, политолог и публицист Александр Панарин.

Участников тепло приняли губернатор Иркутской области Б. А. Говорин и мэр Иркутска В. В. Якубовский. Сочетание разных жанров и содружество муз, встреча на одной сцене артиста и ученого, поэта и политика, музыканта и кинооператора создали особый пассионарный эффект. Русская культура, с некоторых пор гонимая «четвертой властью» — всемогущими СМИ, представляющими в основном безликих «граждан мира», подтвердила свою национальную идентичность и — интернациональную притягательность.

Праздник окрылил простых людей, одолеваемых и нищетой повседневности, и неопределенностью будущего, утверждая в сознании наши исконные приоритеты: дух выше материи, правда выше пользы, вдохновение выше расчета.

Это был настоящий прорыв к подлинной реальности, злонамеренно сокрытой некоторыми «модными» теориями, вроде теории «конфликта цивилизаций» или «конфликта поколений».

Иркутская земля, многонациональная искони, — настоящий «дом бытия» для людей разных этносов и конфессий. Вместе строили и защищали великую державу российскую, вместе несут тяготы нынешней жизни. Иркутский праздник культуры открыл высшее, духовное измерение этой совместности: единство нашей «российской мечты».

Это касается и солидарности поколений. Молодежная аудитория Иркутского технологического университета и пожилые люди, собравшиеся у места закладки церкви святителя Иннокентия Вениамина, митрополита Московского и апостола Сибири и Аляски, обнаружили поразительное единство мироощущения: страна, загоняемая в «подполье», выходит из него, распрямляется, причащается Слову. Об этом, в частности, говорил профессор А. С. Панарин перед аудиторией. Прежние правители эксплуатировали доверчивую восторженность русского человека как «очарованного странника» истории, суля ему одно только «светлое будущее». Сегодня власть предержащие больше эксплуатируют наше уныние. Впавшие в уныние бездействуют в этом мире: не пашут землю, не рожают детей, не сопротивляются насильникам и экспроприаторам. Сегодня, когда наш народ оказался преданным не только светскими элитами, насаждающими индивидуалистическую «мораль успеха», но и светской идеологией прогресса, отныне обращенной лишь к меньшинству «избранных», опорой остается только наша собственная духовная традиция. Народы должны взглянуть на свое будущее с высоты своего великого прошлого. А православный народ — еще и с высоты своего христианского идеала. «Святой народ, со святой верой, на святой земле» — вот что должно стать нашим девизом. С таким девизом мы непобедимы.

Это перемещение сознания из дальних бездн в горние выси совершилось на концерте Евгении Смольяниновой — подлинном явлении русского «светлого космизма». Те, кто слушал русскую певицу, в грех безнадежного уныния уже не впадут — сила Слова удержит.

То же самое надо сказать о выступлениях другого замечательного певца — народного артиста России Леонида Харитонова. Чарующий бас и потрясающий драматический актер в одном лице, он уводил своих слушателей в магическое пространство русской и мировой музыкальной классики. Посетившие эту обетованную землю духа ролью «экономического животного» удовлетвориться не смогут.

А сколько тепла и очарования было в неформальном общении участников праздника! Многие обрели за эти семь дней столько близких друзей, сколько не удалось обрести за всю жизнь. Выступая в Иркутском Доме литераторов, Александр Панарин поставил вопрос о том, что такое православная культура не только как храмовый, конфессиональный феномен, но и как духовное измерение повседневности. Чего требует от нас истинно православная традиция в рамках реальных общественных практик: социальной, экономической, политической, бытовой?

У Ф. М. Достоевского старец Зосима велел Алеше Карамазову вернуться из монастыря в мир — дабы мир не оскудел духовно. Великий романист здесь попытался раскрыть истинное задание православной веры и традиции — не заключать земной мир «в скобки», а возвысить его, оправдав повседневность духовным подвигом. Иркутский праздник и является попыткой такого оправдания.

Источник статьи: Журнал «Москва»
декабрь 2001 г.


Оцените эту статью:

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 голос(ов), средняя: 5,00 из 5)

 

гастроли, Иркутск, концерты, Сибирь

  1. #1 by ИРИНА on 08.07.2013 - 21:30

    !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

(никто не узнает)

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.