Радиопередача «О времени и о себе»


15 января 2011 года на иркутском радио вышла передача Татьяны Сазоновой «Художественно-публицистические очерки — О времени и о себе», в которой она по телефону взяла интервью с Леонидом Михайловичем Харитоновым.

В радиопередаче также прозвучали некоторые песни артиста. Продолжительность — 27 минут. Прослушать радиопередачу:

Ниже мы приводим ее полный текст:


Старинный романс Петра Булахова поет известный русский бас Леонид Харитонов. Слушаю, разумеется, не впервые. Это исполнение в записи, а в 2001 г. Харитонов пел  на сцене Иркутской филармонии. Но всякий раз голос певца властно берет в плен не только слух, но и заполоняет душу, сердце. Волнующий своей красотой тембр, Богом данная мощь голоса, —  все это так, но еще пленит сердечное соучастие исполнителя, тут и тоска, и надежда, и ощущение русских просторов и духовное восхождение. Мне кажется, каждой строкой романса Леонид Харитонов поет и плачет о родном отечестве, о любви к нему.

Нынешнюю передачу мы посвятим знаменитому басу, Народному артисту, нашему земляку Леониду Харитонову, уроженцу села Голуметь, Черемховского района, Иркутской области. В студии журналист Татьяна Сазонова, за пультом звукорежиссер Роман Давитян.

В одной из статей нашла выдержку из письма Архиепископа Иркутского и Ангарского Владыки Вадима, адресованного Леониду Харитонову. Читаю: «Уважаемый Леонид Михайлович, с большим теплом и благодарностью вспоминаем Ваши концерты в рамках проводимых в Иркутске дней русской духовности и культуры «Сияние России». Каким наслаждением слушателям были исполняемые Вашим прекрасным голосом незабываемые произведения. В них действительно торжество русского духа. Признаюсь, очень часто, особенно когда езжу в автомашине, слушаю, записанные на кассете Ваши песни, они волнуют, радуют и вдохновляют. И мы благодарны Господу, что благоволили произрасти великому дарованию на нашей Сибирской земле. Со своей стороны признателен Вам, уважаемый Леонид Михайлович, и за Ваш вклад в дело возрождение Никольского Храма в селе Голуметь — Вашей малой родине».

Накануне передачи звоню на родину Леонида Харитонова в Черемховский район. Ольга Николаевна Доброчева, начальник отдела молодежи, спорта и культуры Черемховской администрации с благодарностью рассказывает о помощи певца родному селу.

В. – Ведущая (Татьяна Сазонова)

О.Н. – Ольга Николаевна Доброчева

Л.М. – Леонид Михайлович Харитонов

О.Н. — Кроме того, что он раньше в годы своей молодости и зрелости постоянно приезжал и посещал и Голуметь и Черемховский район, последний раз он приезжал к нам в 2008 году, в 2006 году он был у нас даже с концертами. В настоящее время в Голумети проживают его друзья детства, с которыми он тоже поддерживает связь — это Анна Степановна Прокопьева и Мария Ананьина. Также он поддерживает связь с преподавателем школы села Голуметь Натальей Анатольевной Кулаковой.
В. — Не забывает эти школьные годы, да?
О.Н. — Да.
В. — Ольга Николаевна, я слышала, что он помогает Голумети, насколько это возможно. В чем эта попечительская помощь выражается?
О.Н. — Вообще конечно мы очень благодарны Леониду Михайловичу Харитонову за его заботу и внимание. Сейчас он имеет возможность оказывать поддержку Голуметской церкви, которая реставрируется.
В. — Это ваша старинная церковь, Святителя Николая, да?
О.Н. — Да, и Леонид Михайлович в последний раз давал концерт в доме культуры Горняк города Черемхово, и средства от этого концерта в сумме 32 тысяч он передал на восстановление этого храма в с. Голуметь. Кроме этого на свои средства он приобрел позолоченную церковную утварь и выслал посылкой отцу Дмитрию. Теперь служба там проходит при сверкающем семисвечнике и есть Библия в золоченом переплете и прочие предметы обряда, это его подарок. Кроме того он не забывает, конечно же и школу, он подарил школе компьютер. На самом деле Леонид Михайлович очень много делает для района и за свои заслуги он удостоит звания почетный гражданин Черемховского района.
В. — Поколение постарше, конечно же, глубоко почитает голос Леонида Харитонова, но вот молодое, молодые сибиряки – земляки певца, так хочется, чтобы они знали этот голос и эту судьбу. Звоню Леониду Харитонову в Москву, и знаменитый певец добросердечно соглашается ответить на вопросы. — Леонид Михайлович, расскажите, что Вас связывает с Иркутском.
Л.М. — Я Вам скажу такую вещь: я проживаю в Москве с 1952 года, но москвичом себя не считаю. Я как был Иркутянин, так Иркутянином и остался. Для меня Иркутск – это отец, который родил меня в искусстве. Меня Иркутск подобрал, можно сказать, с улицы и сразу в профессиональные певцы.
В. — Вы же на сварщика в ФЗО в Иркутске учились?
Л.М. — Это был 1947 год, если это Вас тоже интересует...
В. — Да-да-да, интересно.
Л.М. — В 1947 году я поступил в ФЗО № 2. Там мой музей они открыли, мы с ними переписываемся, как друзья. Я единственный, кто сдал на 4 разряд – формовщик-литейщик тяжелого машиностроения. На заводе им. Куйбышева я отработал полгода, потом уехал к себе на родину в Голуметь. Год я работал электросварщиком в МТС, а потом снова вернулся в Иркутск, в начале бродяжничал...
В. — Вас сравнивают в этом смысле с Шаляпиным, Вашу судьбу. Кто первым услышал Ваш удивительный голос?
Л.М. — Я познакомился на улице с Фолькой, я его так называл, поселился у него жить. Его отец играл на тубе и преподавал в педагогическом институте – Борис Эммануилович Буковский. И они меня взяли к себе, потому что я спал на вокзале. И потом Володя Буковский говорит, слушай, у нас конкурс в доме офицеров, спой там чего-нибудь. Я спел. Председателем жюри был Георгий Лазаревич Люрис. Он потащил меня к Либерзону в Филармонию, я там спел, они меня взяли к себе в оперу. Там я спел три партии небольшие, и они меня отправили в Москву. А в Москве меня прослушали в Большом зале Консерватории, Свешников говорит: мы тебя берем, сдавай документы. Я говорю: а какие, он ответил: паспорт и аттестат зрелости. Я говорю: а у меня только 4 класса образования законченных. В общем взяли. Когда я поступил в Консерваторию, меня начали призвать в армию. И тогда Свешников, чтобы меня не отдавать в армию позвонил Александрову Борису Александровичу, и туда меня отдал. Там я просидел в хоре 12 лет. В 1965 году на 95-летие Ленина выпустили на Правительственный концерт. Я спел «Есть на Волге утес» и мне сразу же дали звание, и я стал солистом хора.
В. — Когда в одном из интервью 15-летней давности, Харитонова спросили, какой из уроков Шаляпина принес ему наибольшую пользу, он ответил: вот один из них «Я стал петь только то, что глубоко познал. Например, в песне «Эй, ухнем» есть слова «Эй разовьем мы березу, разовьем мы кудряву.» Я долго не знал, что это означает, почему бурлаки пели этот куплет с особым подъемом. Пошел за консультацией к профессору Чегодаеву. Ты знаешь, спросил он, что такое туесок? Да, его делали из березовой коры и брали с собой на покос. Это вроде термоса. Вот и бурлаки, налив в бутылку водочку, обвивали ее березовой корой и опускали на ночь в холодную воду. Утром, привязав бутылочку к поясу, отправлялись в путь, а на привале в жару, раскрутив бересту, приникали к холодному горлышку. Понимаешь, какое блаженство?! Вот с каким чувством надо исполнять этот куплет! О великом русском басе Федоре Шаляпине и его детях у Леонида Харитонова особые воспоминания.
Л.М. — Я когда приехал в третий или четвертый раз в Америку, то Генеральный консул ООН, наш Советский, попросил меня прийти к нему в гости. Я пришел к нему в гости, он там уговорил меня дать концерт для русской аристократии. Я дал концерт, и он меня познакомил с Борисом Федоровичем Шаляпиным, который был на концерте и который просто плакал. Я ему: Что ж Вы плачете-то? Он ответил: Вы знаете, когда Вы запели «Утро туманное» я сидел и представлял себе нашу дачу загородом в Подмосковье, Коровино, Бунино, как мы там играли, как мы пели. Но Вы просто поете как папа. Ваша главная ценность в том, что Вы ему не подражаете. Я говорю: Я у него всю жизнь учусь. Для меня Вы находка, потому что Вы его младший сын, Вы — художник...
В. — Шаляпины Вам подарили отцов рояль, да? Шаляпинский рояль?
Л.М. — Потом он приехал в Москву, уже перед смертью, привез свои картины, он был художник. Картины он сдал нашему государству. Пришли они с Ириной Федоровной ко мне домой, я им спел здесь, конечно, и они пошептались-пошептались и подарили мне самую  дорогую реликвию. Немцы специально для Шаляпина сделали рояль фирмы Ибах, и они мне этот Ибах подарили. А Борис Федорович в письме Ирине Федоровне писал: «Иринушка, что ж ты мне не сказала, что у нас в России есть такой же как папа, только росточком поменьше». И мы дружили до самого конца.
В. — Будучи преданным продолжателем шаляпинских традиций,  как мог Леонид Харитонов не спасти дом-музей Русской славы?
Л.М. — На Садовом кольце его музей – 2 особняка. Их хотели сносить, потому что расширяли садовое кольцо. Козловский Иван Семенович, ничего не мог сделать, мы ним тоже кстати дружили очень сильно. Тогда Ирина Федоровна обратилась ко мне. У меня был знакомый Зам. Председателя Исполкома Красной Пресни, который занимался этим вопросом – Ларин Юрий Владимирович, Царствие ему Небесное. Я собрал В.Терешкову, Зам. Министра обороны Чувахина, Олиниченко Галину с мужем, он режиссер Оперы и Ирину Федоровну Шаляпину. Эти дома отодвинули на 35 метров от центра какими-то домкратами. И сейчас там музеи. Я вот таким образом сумел сохранить два дома Ф.И. Шаляпина.
В. — Русские народные песни, песни советские, а некоторые песни писались специально для Харитонов, например «Фронтовики наденьте ордена» не могли не тронуть сердца государственных мужей. Харитонов, можно сказать, был в свое время обласкан Правительством.Леонид Михайлович правительство любило Вас и Ваше исполнение?
Л.М. — Неудобно говорить как-то, самому про себя, но мне во Дворце Съездов выделили специально комнату с фортепиано, я там распевался с Кангером. Охрана и гардеробщики мне всегда говорили, что вот Леонид Ильич говорит: Если мой любимчик сегодня петь будет, я останусь на концерт. Они отвечают: Будет-будет, уже вызвали его, уже пришел. Брежнев отвечал: Ну тогда остаюсь. Он делал приемы у себя на государственной даче, я у него там пел, я пел на правительственных концертах. В общем Правительство ценило меня.
В. — А правда, что жена его не любила «Песню о Блохе» в Вашем исполнении?
Л.М. — Она не то, что не любила, она запретила петь мне единственному «Блоху», потому что, как мне потом рассказывал Суслов Женя,  диктор центрального телевидения, на одной из передач на телевидении я пел три вещи с оркестром Осипова, последней была «Песня о Блохе». И вдруг во время исполнения Блохи все оборвалось. Позвонила Виктория Петровна Лапину Сергею Георгиевичу, она на него накричала: Запретите передачу! И никогда больше с этой песней нигде не показывайте! Оказывается когда я пел Блоху, то в этот момент Леонид Ильич раздавал двум человекам «Героев соц.труда». А я же там пою примерно так: «Король ей сан министра…» потом делал люфт-паузу «…и с ним звезду дает». И публика догадывалась, о чем речь идет. И она мне запретила и после этого стала меня недолюбливать.
Звучит «Песня о Блохе»
В. — Леонид Михайлович, я слышала, Вам писал письмо Архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим и благодарил Вас за то, что вы помогаете Никольский Храм восстанавливать, в Голумети.
Л.М. — Ну это обязательно, конечно.
В. — И вот вы в Голумети дали концерт, да?
Л.М. — Я там дал 8 концертов, и мы отдали деньги, весь сбор в Храм. Потом моя тетя родная, когда громили Храм, она оттуда забрала несколько икон и в том числе главную икону Николая Чудотворца. И вот через 70 лет прислал эту икону обратно в Голуметь, и поставили наконец-то Николая Чудотворца на свое место. Т.е. пока рядом, т.к. Храм еще не открыли и работы там пока много. Я стараюсь как-то оживить Голуметь.
В. — То есть родные земли не забываете? Вы же росли без отца, мать одна Вас растила?
Л.М. — Да, отца у меня не было, он умер, когда мне было 8 месяцев. А она неграмотная, таежная, лесосплавщица. Потом, когда я только перебрался в Ансамбль, мне тут же дали квартиру,  Александров пожалел меня, хотя было очень сложно, я тут же ее вызвал в Москву. Так она в Москве и умерла, я ее похоронил на Ваганьковском кладбище.
В. — Леонид Михайлович, у Вас так красиво звучит голос. Вы поете сейчас?
Л.М. — Душа все время поет! Я просыпаюсь ночью и пою, сам обращаюсь к Душе к Богу, говорю: Ребята, дайте мне  поспать.
В. — Петь охота, да? Больше всего любите все-таки, оперные арии, романсы или народные песни?
Л.М. — Я все пел. Когда ездил по миру, импрессарио мне заказывал программу, когда уже приезжали в Москву. Тем более, что я в такие страны как США, Франция, Англия, Германия, Швейцария, Австралия ездил по 5-6 раз, мне так уже как своего встречали. Говорили: К нам снова приехала суперзвезда, Канада кричит: К нам приехал снова наш Шаляпин. Так что все, что просили, я практически все пел. Я только не пел иностранные вещи.
В. — Я помню, Вы пели здесь в Иркутске знаменитую Вашу вещь «Улица-Улица, ты, брат, пьяна». Столько в ней артистизма, откуда Вы артистизму учились?
Л.М. — А это все Господь-Бог. Поэтому многие газеты писали и дети Шаляпина писали — «единственный наследник папы».
Звучит песня «Улица-улица, ты, брат, пьяна»
Л.М. — Для меня Иркутск, он всегда остается отцом родным. Иркутяне мои все братья, сестры, я им, пользуясь случаем, передаю большой-большой привет! Начиная от Губернатора, и заканчивая всеми рабочими и крестьянами, которые там есть, передайте, что я всех очень люблю, я так по ним скучаю!..
В. — Большое спасибо Вам, что Вы отозвались. Сибирская закваска чувствуется, Вы так добросердечно отозвались на нашу просьбу записаться по телефону. Так что, спасибо большое Вам!

Что же сегодня может окрылить Россию? Кажется, все чаще мы послушно одеваем короткий поводок мировых стандартов – в образовании, в искусстве, в традициях семейной жизни, в любви, в нравственности. Мы уже не прежние, тревожно становится за страну, но вот вдруг среди суеты современной жизни зазвучит мощный, вольный бас Леонида Харитонова и все тревоги о будущем отечества невольно отступают. Да как, думаешь, укротить натуру русскую, как посадить на короткий поводок мировых стандартов такую мощь духа? Нет! Никак невозможно! Не в прошлом остался голос Леонида Харитонова, этот голос нужен будущему!

Сазонова Т.М.

Иркутск — Москва
15.01.2011 года

Спасибо г-ну Макарову В.В. за любезно предоставленные материалы.


Оцените эту статью:

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 голос(ов), средняя: 5,00 из 5)
 

биография, интервью, Козловский, песни, поздравления, религия, романсы, Сибирь, церковь, Шаляпин

  1. Пока нет комментариев.
(никто не узнает)

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.