15 января 2011 года на иркутском радио вышла передача Татьяны Сазоновой «Художественно-публицистические очерки — О времени и о себе», в которой она по телефону взяла интервью с Леонидом Михайловичем Харитоновым.
В радиопередаче также прозвучали некоторые песни артиста. Продолжительность — 27 минут. Прослушать радиопередачу:
Ниже мы приводим ее полный текст:
Старинный романс Петра Булахова поет известный русский бас Леонид Харитонов. Слушаю, разумеется, не впервые. Это исполнение в записи, а в 2001 г. Харитонов пел на сцене Иркутской филармонии. Но всякий раз голос певца властно берет в плен не только слух, но и заполоняет душу, сердце. Волнующий своей красотой тембр, Богом данная мощь голоса, — все это так, но еще пленит сердечное соучастие исполнителя, тут и тоска, и надежда, и ощущение русских просторов и духовное восхождение. Мне кажется, каждой строкой романса Леонид Харитонов поет и плачет о родном отечестве, о любви к нему.
Нынешнюю передачу мы посвятим знаменитому басу, Народному артисту, нашему земляку Леониду Харитонову, уроженцу села Голуметь, Черемховского района, Иркутской области. В студии журналист Татьяна Сазонова, за пультом звукорежиссер Роман Давитян.
В одной из статей нашла выдержку из письма Архиепископа Иркутского и Ангарского Владыки Вадима, адресованного Леониду Харитонову. Читаю: «Уважаемый Леонид Михайлович, с большим теплом и благодарностью вспоминаем Ваши концерты в рамках проводимых в Иркутске дней русской духовности и культуры «Сияние России». Каким наслаждением слушателям были исполняемые Вашим прекрасным голосом незабываемые произведения. В них действительно торжество русского духа. Признаюсь, очень часто, особенно когда езжу в автомашине, слушаю, записанные на кассете Ваши песни, они волнуют, радуют и вдохновляют. И мы благодарны Господу, что благоволили произрасти великому дарованию на нашей Сибирской земле. Со своей стороны признателен Вам, уважаемый Леонид Михайлович, и за Ваш вклад в дело возрождение Никольского Храма в селе Голуметь — Вашей малой родине».
Накануне передачи звоню на родину Леонида Харитонова в Черемховский район. Ольга Николаевна Доброчева, начальник отдела молодежи, спорта и культуры Черемховской администрации с благодарностью рассказывает о помощи певца родному селу.
В. – Ведущая (Татьяна Сазонова)
О.Н. – Ольга Николаевна Доброчева
Л.М. – Леонид Михайлович Харитонов
О.Н. | — Кроме того, что он раньше в годы своей молодости и зрелости постоянно приезжал и посещал и Голуметь и Черемховский район, последний раз он приезжал к нам в 2008 году, в 2006 году он был у нас даже с концертами. В настоящее время в Голумети проживают его друзья детства, с которыми он тоже поддерживает связь — это Анна Степановна Прокопьева и Мария Ананьина. Также он поддерживает связь с преподавателем школы села Голуметь Натальей Анатольевной Кулаковой. |
В. | — Не забывает эти школьные годы, да? |
О.Н. | — Да. |
В. | — Ольга Николаевна, я слышала, что он помогает Голумети, насколько это возможно. В чем эта попечительская помощь выражается? |
О.Н. | — Вообще конечно мы очень благодарны Леониду Михайловичу Харитонову за его заботу и внимание. Сейчас он имеет возможность оказывать поддержку Голуметской церкви, которая реставрируется. |
В. | — Это ваша старинная церковь, Святителя Николая, да? |
О.Н. | — Да, и Леонид Михайлович в последний раз давал концерт в доме культуры Горняк города Черемхово, и средства от этого концерта в сумме 32 тысяч он передал на восстановление этого храма в с. Голуметь. Кроме этого на свои средства он приобрел позолоченную церковную утварь и выслал посылкой отцу Дмитрию. Теперь служба там проходит при сверкающем семисвечнике и есть Библия в золоченом переплете и прочие предметы обряда, это его подарок. Кроме того он не забывает, конечно же и школу, он подарил школе компьютер. На самом деле Леонид Михайлович очень много делает для района и за свои заслуги он удостоит звания почетный гражданин Черемховского района. |
В. | — Поколение постарше, конечно же, глубоко почитает голос Леонида Харитонова, но вот молодое, молодые сибиряки – земляки певца, так хочется, чтобы они знали этот голос и эту судьбу. Звоню Леониду Харитонову в Москву, и знаменитый певец добросердечно соглашается ответить на вопросы. — Леонид Михайлович, расскажите, что Вас связывает с Иркутском. |
Л.М. | — Я Вам скажу такую вещь: я проживаю в Москве с 1952 года, но москвичом себя не считаю. Я как был Иркутянин, так Иркутянином и остался. Для меня Иркутск – это отец, который родил меня в искусстве. Меня Иркутск подобрал, можно сказать, с улицы и сразу в профессиональные певцы. |
В. | — Вы же на сварщика в ФЗО в Иркутске учились? |
Л.М. | — Это был 1947 год, если это Вас тоже интересует... |
В. | — Да-да-да, интересно. |
Л.М. | — В 1947 году я поступил в ФЗО № 2. Там мой музей они открыли, мы с ними переписываемся, как друзья. Я единственный, кто сдал на 4 разряд – формовщик-литейщик тяжелого машиностроения. На заводе им. Куйбышева я отработал полгода, потом уехал к себе на родину в Голуметь. Год я работал электросварщиком в МТС, а потом снова вернулся в Иркутск, в начале бродяжничал... |
В. | — Вас сравнивают в этом смысле с Шаляпиным, Вашу судьбу. Кто первым услышал Ваш удивительный голос? |
Л.М. | — Я познакомился на улице с Фолькой, я его так называл, поселился у него жить. Его отец играл на тубе и преподавал в педагогическом институте – Борис Эммануилович Буковский. И они меня взяли к себе, потому что я спал на вокзале. И потом Володя Буковский говорит, слушай, у нас конкурс в доме офицеров, спой там чего-нибудь. Я спел. Председателем жюри был Георгий Лазаревич Люрис. Он потащил меня к Либерзону в Филармонию, я там спел, они меня взяли к себе в оперу. Там я спел три партии небольшие, и они меня отправили в Москву. А в Москве меня прослушали в Большом зале Консерватории, Свешников говорит: мы тебя берем, сдавай документы. Я говорю: а какие, он ответил: паспорт и аттестат зрелости. Я говорю: а у меня только 4 класса образования законченных. В общем взяли. Когда я поступил в Консерваторию, меня начали призвать в армию. И тогда Свешников, чтобы меня не отдавать в армию позвонил Александрову Борису Александровичу, и туда меня отдал. Там я просидел в хоре 12 лет. В 1965 году на 95-летие Ленина выпустили на Правительственный концерт. Я спел «Есть на Волге утес» и мне сразу же дали звание, и я стал солистом хора. |
В. | — Когда в одном из интервью 15-летней давности, Харитонова спросили, какой из уроков Шаляпина принес ему наибольшую пользу, он ответил: вот один из них «Я стал петь только то, что глубоко познал. Например, в песне «Эй, ухнем» есть слова «Эй разовьем мы березу, разовьем мы кудряву.» Я долго не знал, что это означает, почему бурлаки пели этот куплет с особым подъемом. Пошел за консультацией к профессору Чегодаеву. Ты знаешь, спросил он, что такое туесок? Да, его делали из березовой коры и брали с собой на покос. Это вроде термоса. Вот и бурлаки, налив в бутылку водочку, обвивали ее березовой корой и опускали на ночь в холодную воду. Утром, привязав бутылочку к поясу, отправлялись в путь, а на привале в жару, раскрутив бересту, приникали к холодному горлышку. Понимаешь, какое блаженство?! Вот с каким чувством надо исполнять этот куплет! О великом русском басе Федоре Шаляпине и его детях у Леонида Харитонова особые воспоминания. |
Л.М. | — Я когда приехал в третий или четвертый раз в Америку, то Генеральный консул ООН, наш Советский, попросил меня прийти к нему в гости. Я пришел к нему в гости, он там уговорил меня дать концерт для русской аристократии. Я дал концерт, и он меня познакомил с Борисом Федоровичем Шаляпиным, который был на концерте и который просто плакал. Я ему: Что ж Вы плачете-то? Он ответил: Вы знаете, когда Вы запели «Утро туманное» я сидел и представлял себе нашу дачу загородом в Подмосковье, Коровино, Бунино, как мы там играли, как мы пели. Но Вы просто поете как папа. Ваша главная ценность в том, что Вы ему не подражаете. Я говорю: Я у него всю жизнь учусь. Для меня Вы находка, потому что Вы его младший сын, Вы — художник... |
В. | — Шаляпины Вам подарили отцов рояль, да? Шаляпинский рояль? |
Л.М. | — Потом он приехал в Москву, уже перед смертью, привез свои картины, он был художник. Картины он сдал нашему государству. Пришли они с Ириной Федоровной ко мне домой, я им спел здесь, конечно, и они пошептались-пошептались и подарили мне самую дорогую реликвию. Немцы специально для Шаляпина сделали рояль фирмы Ибах, и они мне этот Ибах подарили. А Борис Федорович в письме Ирине Федоровне писал: «Иринушка, что ж ты мне не сказала, что у нас в России есть такой же как папа, только росточком поменьше». И мы дружили до самого конца. |
В. | — Будучи преданным продолжателем шаляпинских традиций, как мог Леонид Харитонов не спасти дом-музей Русской славы? |
Л.М. | — На Садовом кольце его музей – 2 особняка. Их хотели сносить, потому что расширяли садовое кольцо. Козловский Иван Семенович, ничего не мог сделать, мы ним тоже кстати дружили очень сильно. Тогда Ирина Федоровна обратилась ко мне. У меня был знакомый Зам. Председателя Исполкома Красной Пресни, который занимался этим вопросом – Ларин Юрий Владимирович, Царствие ему Небесное. Я собрал В.Терешкову, Зам. Министра обороны Чувахина, Олиниченко Галину с мужем, он режиссер Оперы и Ирину Федоровну Шаляпину. Эти дома отодвинули на 35 метров от центра какими-то домкратами. И сейчас там музеи. Я вот таким образом сумел сохранить два дома Ф.И. Шаляпина. |
В. | — Русские народные песни, песни советские, а некоторые песни писались специально для Харитонов, например «Фронтовики наденьте ордена» не могли не тронуть сердца государственных мужей. Харитонов, можно сказать, был в свое время обласкан Правительством.Леонид Михайлович правительство любило Вас и Ваше исполнение? |
Л.М. | — Неудобно говорить как-то, самому про себя, но мне во Дворце Съездов выделили специально комнату с фортепиано, я там распевался с Кангером. Охрана и гардеробщики мне всегда говорили, что вот Леонид Ильич говорит: Если мой любимчик сегодня петь будет, я останусь на концерт. Они отвечают: Будет-будет, уже вызвали его, уже пришел. Брежнев отвечал: Ну тогда остаюсь. Он делал приемы у себя на государственной даче, я у него там пел, я пел на правительственных концертах. В общем Правительство ценило меня. |
В. | — А правда, что жена его не любила «Песню о Блохе» в Вашем исполнении? |
Л.М. | — Она не то, что не любила, она запретила петь мне единственному «Блоху», потому что, как мне потом рассказывал Суслов Женя, диктор центрального телевидения, на одной из передач на телевидении я пел три вещи с оркестром Осипова, последней была «Песня о Блохе». И вдруг во время исполнения Блохи все оборвалось. Позвонила Виктория Петровна Лапину Сергею Георгиевичу, она на него накричала: Запретите передачу! И никогда больше с этой песней нигде не показывайте! Оказывается когда я пел Блоху, то в этот момент Леонид Ильич раздавал двум человекам «Героев соц.труда». А я же там пою примерно так: «Король ей сан министра…» потом делал люфт-паузу «…и с ним звезду дает». И публика догадывалась, о чем речь идет. И она мне запретила и после этого стала меня недолюбливать. |
Звучит «Песня о Блохе» | |
В. | — Леонид Михайлович, я слышала, Вам писал письмо Архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим и благодарил Вас за то, что вы помогаете Никольский Храм восстанавливать, в Голумети. |
Л.М. | — Ну это обязательно, конечно. |
В. | — И вот вы в Голумети дали концерт, да? |
Л.М. | — Я там дал 8 концертов, и мы отдали деньги, весь сбор в Храм. Потом моя тетя родная, когда громили Храм, она оттуда забрала несколько икон и в том числе главную икону Николая Чудотворца. И вот через 70 лет прислал эту икону обратно в Голуметь, и поставили наконец-то Николая Чудотворца на свое место. Т.е. пока рядом, т.к. Храм еще не открыли и работы там пока много. Я стараюсь как-то оживить Голуметь. |
В. | — То есть родные земли не забываете? Вы же росли без отца, мать одна Вас растила? |
Л.М. | — Да, отца у меня не было, он умер, когда мне было 8 месяцев. А она неграмотная, таежная, лесосплавщица. Потом, когда я только перебрался в Ансамбль, мне тут же дали квартиру, Александров пожалел меня, хотя было очень сложно, я тут же ее вызвал в Москву. Так она в Москве и умерла, я ее похоронил на Ваганьковском кладбище. |
В. | — Леонид Михайлович, у Вас так красиво звучит голос. Вы поете сейчас? |
Л.М. | — Душа все время поет! Я просыпаюсь ночью и пою, сам обращаюсь к Душе к Богу, говорю: Ребята, дайте мне поспать. |
В. | — Петь охота, да? Больше всего любите все-таки, оперные арии, романсы или народные песни? |
Л.М. | — Я все пел. Когда ездил по миру, импрессарио мне заказывал программу, когда уже приезжали в Москву. Тем более, что я в такие страны как США, Франция, Англия, Германия, Швейцария, Австралия ездил по 5-6 раз, мне так уже как своего встречали. Говорили: К нам снова приехала суперзвезда, Канада кричит: К нам приехал снова наш Шаляпин. Так что все, что просили, я практически все пел. Я только не пел иностранные вещи. |
В. | — Я помню, Вы пели здесь в Иркутске знаменитую Вашу вещь «Улица-Улица, ты, брат, пьяна». Столько в ней артистизма, откуда Вы артистизму учились? |
Л.М. | — А это все Господь-Бог. Поэтому многие газеты писали и дети Шаляпина писали — «единственный наследник папы». |
Звучит песня «Улица-улица, ты, брат, пьяна» | |
Л.М. | — Для меня Иркутск, он всегда остается отцом родным. Иркутяне мои все братья, сестры, я им, пользуясь случаем, передаю большой-большой привет! Начиная от Губернатора, и заканчивая всеми рабочими и крестьянами, которые там есть, передайте, что я всех очень люблю, я так по ним скучаю!.. |
В. | — Большое спасибо Вам, что Вы отозвались. Сибирская закваска чувствуется, Вы так добросердечно отозвались на нашу просьбу записаться по телефону. Так что, спасибо большое Вам! |
Что же сегодня может окрылить Россию? Кажется, все чаще мы послушно одеваем короткий поводок мировых стандартов – в образовании, в искусстве, в традициях семейной жизни, в любви, в нравственности. Мы уже не прежние, тревожно становится за страну, но вот вдруг среди суеты современной жизни зазвучит мощный, вольный бас Леонида Харитонова и все тревоги о будущем отечества невольно отступают. Да как, думаешь, укротить натуру русскую, как посадить на короткий поводок мировых стандартов такую мощь духа? Нет! Никак невозможно! Не в прошлом остался голос Леонида Харитонова, этот голос нужен будущему!
Сазонова Т.М.
Иркутск — Москва
15.01.2011 года
Спасибо г-ну Макарову В.В. за любезно предоставленные материалы.
Оцените эту статью:
Свежие комментарии